ТФОМС АО

Публикация в журнале "Человек+" (май 2013 г.)

01.12.2013 14:55

Александр Цих:  "Фонд ОМС – финансовый щит россиян."

 123.JPG

 

Именно в этом определении кроется суть и смысл деятельности Фонда, поскольку изначально главная задача при его создании была сформулирована как «обеспечение программы государственных гарантий по медицинскому обслуживанию работающего и неработающего населения». Это государственное финансово-кредитное учреждение, которое старается наиболее эффективно вложить каждый аккумулированный рубль граждан в страховое дело, дабы максимально обеспечить интересы застрахованных лиц в получении медицинских услуг.

Непростая задача, если вспомнить об основных этапах деятельности Фонда за последние 10 лет, уже не столько нацеленных на его организационное становление, как это было в 90-ых, а направленных на планомерную работу по модернизации здравоохранения. В 2011-2012 гг. за счет повышения страховых взносов на ОМС на 2% - здравоохранение получило дополнительно более 460 миллиардов рублей, которые были инвестированы в модернизацию его базы: ремонт и оснащение медицинских учреждений, информатизацию и совершенствование стандартов оказания медицинской помощи. Напомню, I задача этой многомерной работы подразумевала материально-техническое обеспечение медицинских организаций, II-ая – их информатизацию. И сегодня речь идет об освоении субъектами РФ еще 50 млрд. рублей по решению данных задач. А III-я задача предполагала повышение качества и доступности амбулаторно-поликлинической помощи и внедрение стандартов на оказание этой помощи, ее реализация целиком возлагалась на территориальные фонды ОМС.

О том, как сказалась эта работа на благополучии населения Астраханской области корреспонденту журнала «Человек+» рассказал руководитель территориального Фонда ОМС Астраханской области Александр Цих.

 - Александр Геннадиевич, изменилась ли концептуально законодательная база с 1993 года, когда вместе с созданием территориальных фондов был принят Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР»?

- Конечно же, организация целенаправленных поступлений финансовых средств в систему обязательного медицинского страхования, необходимость государственного контроля работы страховой системы и ее инфраструктуры, а также взаимодействие всех ее субъектов в условиях меняющихся социальных ориентиров общества потребовали коррекции и дополнительной законодательной проработки ряда вопросов, однако об концептуальных изменениях речь до поры не шла. Но 1 января 2011 г. в силу вступил новый федеральный Закон №326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ», который расширил права застрахованного лица в плане выбора страховой медицинской организации, медицинского учреждения и врача. Изменилась сама роль страховой медицинской организации, отныне призванной быть «адвокатом» человека в его взаимоотношениях с медицинскими учреждениями.

Страховая компания сегодня заинтересована в том, чтобы предложить клиенту лучший пакет услуг и контролировать их исполнение на всех этапах. Не менее важный момент в новой редакции Закона – выдача гражданам полисов единого образца, создание единой базы застрахованных лиц. Принципиальная новация закона - оказывать медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные медучреждения, а организации любой организационно-правовой формы собственности, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой (при наличии лицензии и включении в реестр ОМС).

Наш территориальный Фонд динамично развивался с учетом возрастающих требований. И, смею думать, последнее десятилетие связано исключительно с позитивным движением вперед.

 -Вы можете назвать основные этапы развития системы ОМС в Астраханской области?

- Девяностые годы были временем «разбрасывания камней». Двухтысячные, наоборот, стали временем собирательства. Мы по кирпичику выстраивали организационную систему ОМС. Наряду с разработкой территориальной нормативно-правовой базы устанавливали взаимоотношения со всеми медицинскими учреждениями области с тем, чтобы обеспечить застрахованным лицам высококвалифицированную и специализированную помощь.

1996 год прошел под флагом создания и развития служб контроля за финансово-хозяйственной деятельностью страховых медицинскихорганизаций, медицинских учреждений, службы вневедомственной экспертизы качества медпомощи и защиты прав застрахованных.

Вместе с завершением процесса становления системы ОМС в 1998 году, который характеризовался почти стопроцентным охватом населения области медицинским страхованием (95,5%) - начался период развития и совершенствования организации.

С 2001 года шло формирование государственного и муниципальных заказов-заданий для ЛПУ по выполнению территориальной программы ОМС.

В 2005-2007 гг. была реализована Программа дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной лекарственной помощи. За указанный период направлено средств на дополнительное лекарственное обеспечение граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг в сумме 562,2 млн.руб…

- А уже с 2006 года по 2012 год Фонд занимался реализацией широкомасштабного национального приоритетного проекта «Здоровье».

Основными мероприятиями данного проекта стали: диспансеризация работающих граждан, диспансеризация детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание дополнительной медицинской помощи первичным звеном здравоохранения. Дополнительно за эти годы на указанные цели было привлечено 1076,5 млн.руб.

Параллельно с национальным проектом «Здоровье» на территории Астраханской области реализовывался пилотный проект, направленный на повышение качества медицинских услуг населению. В 2007-2008гг Астраханская область в числе 17 регионов приняла в нем участие, при этом дополнительно в систему ОМС было привлечено 79,3 млн.руб.

 - Какие статьи расходов ЛПУ финансируются ОМС?

- До января 2013 года через систему ОМС финансировалось только пять статей расходов:

заработная плата, начисление на оплату труда, оплата продуктов питания, медикаментов и перевязочных средств, мягкого инвентаря и обмундирования. С переходом на одноканальное финансирование в тариф по ОМС включены все расходы МО (за исключением капремонта, строительства и приобретения медицинского оборудования стоимостью более 100 тыс. руб.), что должно повысить эффективность использования выделяемых средств и улучшить качество и доступность медицинской помощи.

 -Сохранены ли в текущем году стимулирующие надбавки для медицинских работников?

- Не только сохранены, но и выше уровня 2012 года на 8,5% (в составе субвенции ФОМС выплаты стимулирующего характера составляют свыше 785 млн. руб.). Введен механизм определения стимулирующих тарифов «за оказанный объем медицинской помощи», разработан электронный шаблон типовой карты оценки деятельности для всех категорий работников здравоохранения. По результатам мониторинга, проведенного специалистами фонда по итогам 1 квартала, средняя заработная плата за счет всех источников финансирования у врачей составила 27,5 тыс. руб., у среднего медицинского персонала – 14,6 тыс. руб., и у младшего медперсонала – 7,9 тыс. руб.

 - Как работает постановление Правительства РФ о поддержке врачей, изъявляющих желание работать в медицинских учреждениях сельской местности?

– Мы участвуем в финансировании этой, прямо скажем, своевременной акции по единовременной компенсационной выплате данной категории медицинских работников (возраст до 35 лет). При обязательстве отработать на селе 5 лет врачи получают 1 миллион рублей. Наш Фонд согласно бюджету 2012 года предполагал выплатить 73 млн.руб., а выплатил 77 млн.руб. Как видите, постановление работает!

 - Вопрос, который волнует абсолютно всех владельцев страховых полисов: какие виды медицинской помощи оплачиваются из средств ОМС?

- Амбулаторно-поликлинические услуги, включая мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний в поликлинике на дому, а также неотложная помощь на дому. На бесплатную помощь в стационаре можно рассчитывать при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях, травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного наблюдения специалистов или изоляции по эпидемиологическим показателям; при патологии беременности, абортах, родах и в период пребывания с новорожденным; при плановой госпитализации в целях проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения в стационарах (отделениях и палатах) дневного пребывания больничных учреждений. Существует более детальный список, с которым можно ознакомиться на сайте территориального Фонда ОМС Астраханской области. Медицинские услуги, которые не входят в данный перечень, оказываются на платной основе. С 1 января 2013 года за счет средств ОМС осуществляется финансирование сеансов гемодиализа, экстракорпорального оплодотворения и скорой медицинской помощи.

 - Россияне мобильно перемещаются по всей планете, поэтому нередко страховые случаи «настигают» их за пределами области. Точно так же пациентами ЛПУ Астраханской области подчас становятся граждане других субъектов Федерации. Из сказанного вами выше можно сделать вывод, что теперь деньги ОМС следуют за клиентом?

- Разумеется. Например, на территории Астраханской области базируется крупнейший в ЮФО федеральный Центр сердечно-сосудистой хирургии (кстати, построенный в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»). За три года астраханские кардиологи спасли порядка 15 тысяч жизней, в том числе, жителям всех регионов ЮФО: из республик Калмыкия, Дагестан, Северная Осетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Ингушетия, а также Волгоградской и Ставропольской областей. В то же время кто-то из астраханцев нуждается в помощи врачей медицинских Центров Москвы, Санкт-Петербурга или, скажем, Кургана - по заключению экспертов и в соответствии с квотами они также могут рассчитывать на получение такой услуги.

Данный механизм существует не только при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, но и при оказании медицинской помощи в рамках ТПОМС. Каждый гражданин Российской Федерации может получить медицинскую помощь в МО любого субъекта РФ. Пациенты знают, что для них действует система взаиморасчётов.

 - Астраханская область стала одним из трех регионов, где проходит апробацию пилотный проект по внедрению универсальной электронной карты гражданина. Каковы ее преимущества?

- В планах Правительства РФ заменить обычные полисы ОМС единой универсальной электронной картой (УЭК). Ожидается,  что перевод полисов обязательного медицинского страхования на электронные носители облегчит взаиморасчеты между МО и СМО, даст более достоверную статистику, исключит ошибки и облегчит ее обработку. Бесплатная УЭК гражданина РФ будет сочетать в себе документ, удостоверяющий личность, полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а также платежную банковскую карту и послужит удостоверению прав на получение иных государственных и муниципальных услуг. Например, с ее помощью можно будет комплексно оплатить услуги ЖКХ, проезд в транспорте и т.д. По мере развития проекта число услуг может достигнуть нескольких тысяч. УЭК будет выдается гражданам РФ, достигшим 14 лет, с 1 января 2013г. Получившим УЭК обычный полис ОМС уже не нужен. Возможно, УЭК со временем интегрируется в электронный паспорт россиянина.

 - Получается, Правительство РФ делегирует территориальным фондам решение организационных задач, которые можно назвать не только межведомственными, но и формирующими основы гражданского общества?

- Принцип гражданского участия подразумевает отстаивание интересов всех слоев общества. В этом смысле территориальный фонд – активный участник этого процесса.

 

 4.JPG