ТФОМС АО

Публикация в газете ВОЛГА 25.12.2013 г. №190

Безымянный.jpg

Александр Цих,

директор территориального фонда ОМС

Астраханской области:

"У нас есть все возможности для выполнения социальной задачи."

123.JPG


    Традицию подводить итоги в 
 территориальном фонде обязательного медицинского страхования Астраханской области воспринимают как возможность оценить, что получилось, в чем были ошибки, чтобы учесть это на будущее. Ведь обеспечивая права граждан в системе обязательного медицинского страхования, фонд ОМС выполняет очень важную социальную задачу. О проделанной работе и ее перспективах говорит директор территориального фонда ОМС Астраханской области Александр Геннадьевич ЦИХ.

Доходы и расходы

Финансовая деятельность Фонда всегда была абсолютно прозрачной. В соответствии с принятым бюджетом Фонда на 2013г. доходная часть  составляет 6 656,2 млн. руб. По итогам исполнения бюджета дополнительно поступило средств в сумме 254,9 млн. руб., в основном, за счет средств из нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС в сумме 242,0 млн. руб. на увеличение размера субвенций, направляемых на выполнение территориальной программы ОМС (ТП ОМС) в рамках базовой программы ОМС. 

Согласно прогнозным оценкам  показатели доходной части бюджета за 2013 год  будут исполнены на 101,8 %. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года фактические доходы увеличились на 1 646,3 млн.руб.

В целях увеличения показателей доходной части бюджета в течение 2013 года Фондом производилось размещение временно свободных средств на банковских депозитах, в результате дополнительно получено доходов на сумму 2,9 млн. руб. По результатам  контрольно-ревизионной деятельности в бюджет Фонда поступило 9,7 млн. руб., использованных медицинскими организациями не по целевому  назначению. 

Учитывая дополнительно полученные доходы стоимость территориальных программ (ТП) ОМС возросла до 6 856,5 млн. руб. По сравнению с 2012 годом рост стоимости ТП ОМС составил 3331,0 млн.руб. или 51% с учетом перехода на одноканальную модель финансирования через систему ОМС. Доля расходов ОМС в общей стоимости программы госгарантий 2013 года возросла с 44,9%  по факту ее исполнения за 2012 год до 66,3% по прогнозу ее исполнения за  2013 год.

Все дополнительно полученные средства на финансовое обеспечение  территориальных программ ОМС направлены на индексацию тарифов на медицинские услуги в системе ОМС, что позволило решением Тарифного соглашения с 1 сентября по 30 ноября 2013 года ввести коэффициент индексации к тарифам на медицинские услуги в системе ОМС в размере 1,25 и предусмотреть дополнительный коэффициент в размере 1,08 к тарифам на медицинские услуги, оказанные в ноябре текущего года. Учитывая дополнительно поступившие доходы в бюджет Фонда, а также усиление работы по эффективному и целевому использованию средств ОМС, общая сумма средств, дополнительно направленных в медицинские организации в течение 2013 года, составляет 395,4 млн.руб. 

Изменения в финансировании системы ОМС в 2014 г.

Существенных изменений в финансировании системы ОМС не предполагается. Так же, как и в текущем году, основными источниками финансового обеспечения ТПОМС остаются субвенции ФОМС, межбюджетные трансферты из бюджета Астраханской области, прочие неналоговые доходы. Указанные средства будут использоваться в соответствии c Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в который внесены следующие изменения:

В 2014 году расширяется перечень приобретаемых за счет средств ОМС основных средств стоимостью до 100 тыс.рублей за единицу -  это оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь. С 1 января 2014 года за счет средств ОМС будут финансироваться отдельные виды медицинской помощи, в том числе методы лечения, ранее входившие в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи и оплачиваемые за счет средств соответствующих бюджетов (такие, как диагностическая коронография, выхаживание новорожденных детей с низкой и экстремально низкой массой тела и другие).

В связи с эти расширен перечень медицинских организаций, работающих в системе ОМС, в том числе за счет включения федеральных медицинских организаций, оказывающих данные виды медицинской помощи.

Указанные изменения в законодательстве подкреплены финансовыми средствами. По сравнению с 2013 годом федеральные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по территориальной программе ОМС увеличились от 5% до 20. Подушевой норматив финансирования на 1 застрахованного за счет субвенций ФОМС возрос на 17,2% с 5942,5 рубля в 2013 году до 6962,5 рубля в 2014 году.

В 2014 году, так же как и в 2013, будут осуществляться выплаты стимулирующего характера медицинским организациям и страховым медицинским организациям в целях повышения качества и доступности медицинской помощи. Напомню, что в 2013 году впервые было произведено поощрение медицинских организаций и страховых медицинских организаций по результатам оценки показателей их деятельности за 2012 год из средств нормированного страхового запаса Фонда. Из 64 медицинских организаций 13 были признаны получателями выплат стимулирующего характера, общая сумма которых составила 22,6 млн.руб.

 О новых способах оплаты медицинской помощи

В 2014 году существенно изменятся способы оплаты медицинской помощи. Единственным способом оплаты медицинской помощи, оказываемой в условиях стационаров и дневных стационаров,  будет оплата за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний), цена на клинико-статистические группы заболеваний будет формироваться с учетом коэффициентов трудоемкости, установленных методическими рекомендациями Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС. Тарифным соглашением в 2014 году с учетом методических рекомендаций МЗРФ и ФФОМС будет установлена структура расходов в процентах в разрезе клинико-статистических групп заболеваний (при оплате медицинской помощи, оказанной в условиях стационаров и дневных стационаров), предусматривающая расходы на заработную плату, питание, медикаменты и расходные материалы, а также прочие статьи расходов.

При оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, впервые будет введена система оплаты по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся (по участковому признаку) лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай).

Оплата скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) будет осуществляться так же, как и в 2013 году по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.

 Кто сколько получает

 По результатам проведенного мониторинга по заработной плате за 10 месяцев 2013 года работников, оказывающих медицинскую помощь в рамках реализации программы ОМС,  сложились следующие показатели: средняя заработная плата врача участковой службы составила 30,5 тыс. руб., что на 37,2% больше чем в 2012 году, на 41,2% больше средней по экономике субъекта за 9 месяцев 2013 года и больше чем показатели «дорожной карты» на 9,6%; средняя заработная плата других врачей специалистов, включая врачей скорой медицинской помощи, составила  33,0 тыс. руб., что на 11,5% больше чем в 2012 году, на 52,7% больше средней по экономике субъекта за 9 месяцев 2013 года и больше чем показатели «дорожной карты» на 21,1%;  средняя заработная плата среднего медицинского персонала, включая персонал скорой медицинской помощи, составила  17,3 тыс. руб., что на 17,7% больше чем в 2012 году и составляет 80,1% от средней по экономике субъекта за 9 месяцев 2013 года, что больше чем показатели «дорожной карты» на 6,1%; средняя заработная плата младшего медицинского персонала, включая персонал скорой медицинской помощи, составила  9,3 тыс. руб., что на 22,4% больше чем в 2012 году и составляет 43% от средней по экономике субъекта за 9 месяцев 2013 года, что больше чем показатели «дорожной карты» на 3,0%; средняя заработная плата прочего персонала составила 14,3 тыс. руб., что на 16,3% больше чем в 2012 году.

Таким образом, рост заработной платы даже несколько опережает показатели, предусмотренные «дорожной картой».

Безымянный2.jpg

Безымянный3.jpg

О программе государственных гарантий

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области (далее – Программа) на 2013 год утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 25.12.2012 №590-П. 

По сравнению с прошлогодней ТП ОМС, программа на 2013 год характеризуется рядом особенностей. Впервые в сфере обязательного медицинского страхования начали осуществлять свою деятельность станция скорой  медицинской помощи и структурные подразделения медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь вне медицинской организации. Кроме того, в 2013 г. в ТП ОМС включено проведение программного гемодиализа и экстракорпорального оплодотворения пациенткам с трубным фактором бесплодия.

В рамках реализации территориальной программы ОМС 2013 года большое значение уделяется профилактическому направлению работы: около трети объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и подразделениях медицинских организаций, составляют посещения с профилактической целью.

В 2013 г.  медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию оказывали 69 медицинских организаций (МО), из них - 46 – государственных МО Астраханской области, 11 - государственных федеральных МО и 12 - медицинских организаций негосударственных и частных форм собственности.

В реестр для оказания медицинской помощи по ОМС на территории Астраханской области на 2014 год включено 83 медицинские организации,  из них – 46  государственных МО Астраханской области, 19 – государственных федеральных МО и 18 медицинских организаций негосударственных и частных форм собственности. Этот реестр находится на сайте территориального фонда ОМС АО и любой желающий может с ним ознакомиться.

О защите прав застрахованных

Работе по защите прав застрахованных граждан на всех уровнях по-прежнему уделяется особое внимание. Фондом и страховыми медицинскими организациями не оставлено без внимания ни одно обращение застрахованного гражданина. При этом следует отметить стабильную тенденцию к снижению доли обоснованных жалоб в объеме всех обращений, их число с 2012 года уменьшилось в 5,5 раз.

Мы по-прежнему организуем проверки в медицинских организациях с целью выявления нарушений качества, условий и доступности медицинской помощи на всех этапах ее оказания. Эту работу проводят не только наши штатные специалисты, но и высококвалифицированные эксперты, включенные в территориальный реестр, который ведет Фонд. По выявленным нарушениям к медицинским организациям применяются меры экономического воздействия.

Предотвратить и помочь

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2013 году на территории Астраханской области проводятся диспансеризация и медицинские осмотры населения. Основные цели диспансеризации и медицинских осмотров - это раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Астраханской области к которым относятся: болезни системы кровообращения; злокачественные новообразования; сахарный диабет; хронические болезни легких. Указанные болезни обуславливают более 75% всей смертности населения нашей страны.

Кроме того, диспансеризация направлена на выявление и коррекцию основных факторов риска развития указанных заболеваний, к которым относятся: повышенный уровень артериального давления; повышенный уровень холестерина в крови; повышенный уровень глюкозы в крови; курение табака; пагубное потребление алкоголя; нерациональное питание; низкая физическая активность; избыточная масса тела или ожирение.

Граждане проходят диспансеризацию в медицинской организации по месту жительства, работы, учебы или выбору гражданина, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь (в поликлинике, в центре (отделении) общей врачебной практики (семейной медицины), во врачебной амбулатории, медсанчасти и др.).Каждому гражданину, прошедшему диспансеризацию, выдается Паспорт здоровья, в который вносятся основные выводы (заключения, рекомендации) по результатам проведенного обследования.

В 2013 году в Астраханской области подлежало диспансеризации 2 165 детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и 1353 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных и принятых под опеку. Все они были осмотрены в медицинских организациях в полном объеме.

На втрое полугодие 2013 года на диспансеризацию взрослого населения было запланировано 162 555 человек. По итогам ноября диспансеризацию определенных групп взрослого населения в Астраханской области прошли 114 084 человек.

На 2013 год было запланировано 33 613 профилактических медицинских осмотров взрослого населения. К сожалению, по техническим причинам данный вид осмотров стал возможен только с сентября, тем не менее за  небольшой период с сентября по ноябрь осмотрено более 8 000 человек.

Кроме того, в Астраханской области в 2013 году проводятся медицинские осмотры несовершеннолетних. Запланированы: 88 952 профилактических осмотров несовершеннолетних  (из них за 11 месяцев проведено  75069); 21 927 предварительных медицинских осмотров при поступлении в образовательные учреждения (осмотрено  12698 несовершеннолетних); 97 092 периодических медицинских осмотров в период обучения в образовательных учреждениях (в настоящий момент их проведено более 79000).

Регулярное прохождение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров позволит гражданам в значительной степени уменьшить вероятность развития наиболее опасных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и смертности населения, или выявить их на ранней  стадии развития, когда их лечение наиболее эффективно.

Подводя итоги года, хочу отметить, что, несмотря на все трудности, уходящий год для Фонда был успешным.

В канун Нового 2014 года  мне хотелось бы поздравить всех астраханцев с этим замечательным праздником и выразить слова искренней благодарности нашим коллегам, коллективам всех лечебных учреждений, с которыми тесно работает Фонд. Искренне желаю всем добрых надежд, оптимизма, позитивного настроя.